Герб
Администрация муниципального образования
Раздольный сельсовет
Беляевского района Оренбургской области
Контакты
Прочие контакты
Фактический адрес
461347, Оренбургская область, Беляевский район,
с. Междуречье, ул. Степная, д.7
Юридический адрес
461347, Оренбургская область, Беляевский район,
с. Междуречье, ул. Степная, д.7

Реформа электронной подписи

Работа с электронной подписью (далее – ЭП) регламентирована Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (с учетом внесенных изменений). Основные изменения в 63-ФЗ были внесены:

  • 476-ФЗ от 27.12.2019;
  • 166-ФЗ от 08.06.2020;
  • приказом ФНС России от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@;
  • приказом ФСБ России №31 от 29.01.2021;
  • письмом Минцифры №ОП-П15-085-33604 от 10.08.2021.

Требования к аккредитованным удостоверяющим центрам

 В 2020 году появились новые требования и порядок аккредитации удостоверяющих центров (процедура стала двухэтапной):

  • повысились требования в части собственных средств, которыми должен располагать удостоверяющий центр (далее – УЦ) (с 7 миллионов до 1 миллиарда);
  • повышен размер обеспечения финансовой ответственности за убытки (с 30 млн. до 100 млн.);
  • введена уголовная ответственность для должностных лиц УЦ за некоторые виды нарушений в части работы УЦ;
  • введены требования к деловой репутации руководителей УЦ;
  • сократился срок действия аккредитации (с 5 лет до 3 лет).

Эти изменения привели к тому, что действующие УЦ необходимо было переаккредитовать до 01.07.2021.

Сроки действия электронных подписей 

Если УЦ, в котором была выпущена ЭП, не прошел аккредитацию до 01.07.2021, то УЦ запрещено выдавать новые ЭП после 01.07.2021, а ЭП, выпущенная таким УЦ, автоматически прекратит свое действие с 01.01.2022.

Если до 31.12.2021 УЦ прошёл аккредитацию по новым правилам, то все ЭП, выпущенные таким УЦ, будут продолжать своё действие вплоть до окончания срока действия сертификата (например: если сертификат выдан в марте 2021 в и срок его действия заканчивается в июне 2022, то он будет действовать до июня 2022).

Внимание!!! На уровне Правительства обсуждаются изменения в законодательстве, согласно которым, все выпущенные ЭП аккредитованными коммерческими УЦ, продолжат работать до окончания срока действия, но не более чем до 01.01.2023.

Если ЭП выданы УЦ ФНС России, то все выпущенные ЭП продолжат работать до окончания срока действия, в том числе и после 01.01.2023.

Проверить прошел ли УЦ аккредитацию по новым правилам можно на сайте Минцифры. (https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/certification_authority/)

Выдача ЭП в 2022 году

Начиная с 01.01.2022 ЭП на руководителей организации ЮЛ (или ИП), нотариусов можно будет получить исключительно в УЦ ФНС России или в доверенных лицах УЦ ФНС России; для кредитных организаций – в УЦ Банка России; для бюджетных, государственных и муниципальных организаций – в Федеральном Казначействе. Для получения такой ЭП необходимо обратиться только лично. Получить ЭП на основании действующего сертификата невозможно. Дистанционный способ есть – это биометрия, но биометрия на территории РФ развита крайне слабо, поэтому это практически невозможный способ.

ЭП на руководителя организации, ИП или нотариуса в УЦ ФНС России выдается ровно в одном экземпляре на сертифицированном ФСБ или ФСТЭК России ключевом носителе (токен) и программно ставится ограничение на её неизвлекаемость. При перевыпуске ЭП на туже самую организацию предыдущая ЭП автоматически аннулируется. Что означает понятие не извлекаемая (не экспортируемая) ЭП? Под этим подразумевается то, что есть один единственный токен и только с ним можно подписывать электронные документы. Размножить ЭП на другие токены, носители или в реестр компьютера невозможно. Это программное ограничение, которое устанавливается на ЭП, когда она генерируется (создается) на базе УЦ ФНС России. Это означает, что с такой ЭП будет возможно работать только с одного рабочего места. Сделано это для обеспечения безопасности и исключения мошеннических действий с ЭП.

Что сделать бизнесу уже сегодня?

Если организация или ИП самостоятельно подписывает все документы и сдаёт отчётность, лучше уже «сегодня» получить ЭП в УЦ ФНС России, и не ждать окончания действия ЭП, выданной в аккредитованном удостоверяющем центре.  Это дает «ложную» надежду налогоплательщикам не обращаться за данной услугой в УЦ ФНС России, что вызывает опасение накопления большого числа налогоплательщиков, впервые обратившихся в УЦ ФНС России, к окончанию срока действия ЭП, выданной аккредитованным УЦ.

Электронная подпись нужна всем, кто сдаёт электронную отчётность. Если подойдёт срок сдачи отчётности, а у ЮЛ или ИП не будет ЭП, подписать и сдать отчёты не получится, а это чревато штрафами и другими санкциями, вплоть до приостановки деятельности. Поэтому нужно заранее позаботиться о том, чтобы с 1 января 2022 года у вас был действующий сертификат ЭП выданный УЦ ФНС России.

Что для этого нужно сделать:

  • Руководителю ЮЛ, ИП или нотариусу подать заявление на выдачу сертификата — лично или через сервисы личных кабинетов ЮЛ или ИП на сайте ФНС России;
  • выбрать сертифицированный ФСБ или ФСТЭК России ключевой носитель, на который ФНС запишет электронную подпись;
  • прийти в точку выдачи УЦ ФНС России, чтобы подтвердить свою личность, взяв с собой паспорт, СНИЛС, сертифицированный ключевой носитель;
  • подготовить рабочее место: купить средство криптозащиты КриптоПро CSP, установить его на компьютер, а затем загрузить сертификат ЭП;
  • Для сдачи отчетности воспользоваться программными продуктами и сервисами ФНС России или воспользоваться услугами аккредитованных удостоверяющих центров (операторов электронного документооборота).

Скачать (PDF, 150KB)